«We call it the dolce far niente. It means, the sweetness of doing nothing».
Сладость ничего не делать, сладость ничегонеделания – итальянское крылатое выражение, которое нужно не столько понять, сколько прочувствовать. Остановить мгновение, замедлиться, вкусить праздную безмятежность – целая философия образа жизни итальянцев кроется за этим благозвучным dolce far niente.
Говорят, что впервые об этой идее высказался Плиний Младший – древнеримский государственный деятель. Он писал: «Когда-то я не брал в руки книгу, не брал перо; когда-то я не знал, что такое досуг, что такое отдых, что такое инертность, ведь приятно было ничего не делать, быть ничем».
Философия раскрывается не только в привычном неспешном ритме жизни итальянцев, но и в искусстве: от живописи до современного кино. Картина «Сладкое безделье» есть у Джона Сингера Сарджента, американского художника, который любил проводить лето в итальянском регионе Валле-д’Аоста. Альпийский ручей, неспешная игра в шахматы и почти сонное наблюдение за ней – светлая, безмятежная картина чудесного летнего безделья. Картина с одноименным названием есть и у британца Джона Уильяма Уотерхаза, и у англичанина Джона Уильяма Годварда. У поэта Рэймонда Карвера есть стихи «Il dolce far niente», также об этом писал и Валерий Брюсов:
«Пока там, в море, льются ленты,
Пока здесь, в уши, бьет прибой,
Пью снова doice far niente
Я, в юность возвращен судьбой».
«Сладкое безделье», Джон Сингер Сарджент
Фильм «Ешь, молись, люби» мы запомнили отчасти из-за сюжета про Италию. Итальянцы объясняют главной героине эту особенность умения отдыхать, но не тогда, когда силы уже на исходе, а когда захочется. Потому что вы этого заслуживаете. Взять перерыв посреди рабочего дня для того, чтобы прогуляться в отличную погоду, зайти в любимое кафе и выпить чашку капучино с любимым десертом, просто на время остановить рутину и сделать то, что хочется. Или с большим удовольствием не сделать ничего. Просто staccare la spina e godere il tempo – выдернуть провод из розетки и наслаждаться мгновеньем.